пятница, 30 сентября 2011 г.

Чувашские женские головные уборы: тухья и хушпу

Высокое нарядное хушпу носилось в составе праздничного наряда и придавало облику женщины особую монументальность, торжественность, являлось своеобразным обрамлением женского образа. В отличие от хушпу девичий головной убор тухья как бы повторяет округлые очертания головы, выделяясь лишь высоким бисерным шишаком, глубокая шапочка закрывала весь лоб до бровей. Бисерные подвески с мелкими монетками на концах, свисающие с остова хушпу или тухьи, обрамляли лицо. Снизу такую же роль выполняли округлые шейные украшения.
Мастерицы выбирали монеты не только по их размерам, но и по звучанию. Пришиваемые к остову прикреплялись плотно, а свисающие с краев – свободно, между ними оставались промежутки, чтобы во время танцев или хороводов они издавали мелодичные звуки. Монеты использовались различного достоинства: от гривенника до полтинника. Шли в дело и серебряные рубли. Если достаток не позволял, вместо настоящих серебряных монет брались дешевые искусственные, известные под названием нухраток. Чем тяжелее, разнообразнее в узоре и цветовом сочетании было украшение, тем богаче и искуснее считалась ее владелица.

читать полностью: Чувашские женские головные уборы: тухья и хушпу

пятница, 16 сентября 2011 г.

Ама - женское нагрудное украшение

Ама - женское нагрудное украшение. Конец XIX века.
Музей "Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева" 

Чувашский женский оберег "ама"

Чувашский женский оберег "ама" в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН 

В 1999 г. Музей приобрел у Н.П.Парфенова хранившееся в семье с XIX в. женское украшение ама. На тканую основу нашиты внахлест серебряные монеты. Такие "чешуйчатые" украшения удивительно напоминают воинские доспехи. Серебро и богатая вышивка призваны были защищать девочек, девушек и женщин, вернее, их женское начало от злых духов, сглаза и чар. Украшения передавались по наследству. Их обновляли, заменяя утраченные монеты другими. Сохранились 192 российские серебряные монеты 1762-1938 годов с изображениями Петра III, Павла I, Екатерины II, Елизаветы, Николая II, а также испанские и польские.
 
Название украшения ама восходит к имени богини плодородия. Этот элемент костюма значим для праздничной культуры в Аликовском, Моргаушском, Красночетайском, Вурнарском и Ядринском районах. Их продолжают надевать на все семейно-родовые торжества, свадьбы, а также сельские гуляния.

четверг, 15 сентября 2011 г.

Керу тутри - платок жениха


XIX век
Размер: 54 х 35,5
Техника: х., вышивка

Обязательной частью наряда жениха служили обрядовые платки-обереги. Они вышивались двухсторонними узорами и обшивались красной бахромой. В богатом и разнообразном убранстве платков сохранились древнейшие орнаментальные мотивы. Платок был приобретен в 1992 г. как часть коллекции художницы Е.И.Ефремовой.
 Государственное учреждение культуры "Чувашский государственный художественный музей"

среда, 14 сентября 2011 г.

Чувашская рубашка

Покрой мужской и женской старинной чувашской рубашки в основном одинаков и может быть отнесен ко 2-му типу туникообразных рубашек.
В противоположность мужской, женская рубашка у чуваш почти не подвергалась русскому влиянию и сохранила до 30-х годов XX в. старые формы, почти совпадающие с изображениями чувашского костюма XVIII века по Палласу .  Она может быть отнесена, тоже почти без изменений, и к гораздо более древним временам.

 далее - Чувашская рубашка  из книги
Женская одежда народов Поволжья. Н.И. Гаген-Торн, Чувашское государственное издательство, Чебоксары, 1960